пятница, 16 апреля 2010 г.

Килиди и золотые монеты

Суфийская притча

Суфийский наставник Килиди обнаружил, что многие его ученики проводят немало времени, распространяя истории о его несравненных добродетелях и чудесных способностях угадывать мысли и нужды своих учеников. Он пытался урезонить их раз и другой, но человеческая склонность гордиться тем, кому служишь или беспредельно любишь, была в них очень сильна.

Однажды он сказал:

— Если вы не прекратите этим заниматься и притягивать зевак, что отвлекает меня от вашего обучения, мне придётся остудить ваши восторги, выставив вас на посмешище как своих последователей.

Но и это предупреждение не возымело желаемого действия.

Тогда Килиди в присутствии многочисленных учеников и горожан дал сто золотых монет проходящему мимо бедняку. Вскоре тот возвратился вместе с золотыми и сказал:

— Золото не принесло мне добра. Жена ворчит, что она так же бедна, как и я, и потому ей причитается половина денег, или же ты должен дать столько же и ей.

Килиди забрал у него золото и вручил богатому человеку, который стоял неподалёку, со словами:

— Богачи не жалуются на то, что у них есть деньги.

Нищему он сказал:

— Теперь ты вернулся к прежнему состоянию, иди же, помирись с женой.

Затем он обратился к ученикам:

— Теперь вы видите, что и Килиди ошибается, и это видели все.

Божественный инструмент

Перед тем как сотворить человека, Бог вылепил из глины сопелку, проколол в ней дырочки, собрал всех птиц, зверей и спросил их:

— Кто из вас желает на ней сыграть?

Первым вызвался змей; так дунул, что чуть не проглотил сопелку, а мелодия ну просто никакая: «ш-ш-ши, с-с-сы-ы...», — и больше ничего.

Потом филин; как дунул, так и вышло: «г-гув, г-гув, г-гув».

Последним, кто пожелал попробовать сыграть, был лев. «Р-р- р-р-р-ох!..» — рявкнуло и замолчало.

Тогда взял сопелку сам Творец, поднёс её к устам, и полилась из сопелочки божественная мелодия, от которой всё, что ни есть на белом свете, танцевало и веселилось до самой ночи.

Когда земля погрузилась в сон, Бог сказал сам себе:

— Если кто-то в сопелку дует — это ещё не музыка. Ибо знает чуткая, кто на ней играет.

И решил Бог: «Сделаю человека наподобие этой сопелки, проделаю в нём дырочки, и пусть он сам ищет себе Сопелкаря, ещё и наблюдает, кому и что хочется заиграть. И когда надоедят ему все эти «ш-ши, с-с-ы-ы…» да «гув-дув…», — то и начнёт он искать истинные звуки, тогда-то моя очередь и настанет. И заиграю я мило и весело, и прольётся через него в мир — Мелодия Бесконечности».

Соловей и ворона

Сидел как-то соловей на ореховом дереве и распевал свои соловьиные песни. Да так распелся, что и не заметил, как рядом с ним уселась ворона.

— Эй, соловей, и не стыдно тебе передо мной петь свои глупые песни! — крикнула ворона.

Соловей не поверил своим ушам. Неужели это было сказано о нём, соловье? Страшно рассердился он и закричал:

— Да чтоб тебя землёй завалило… Люди не нарадуются, слушая мои песни. Меня в золотой клетке держат, самым лучшим зерном кормят… Да чтоб тебе вечно в трауре быть! Как ты только, старая падаль, можешь обо мне судить! Ведь у тебя и голоса никогда не было. Да чтоб тебе радости не видеть, если я стал посмешищем для такой, как ты!

— Успокойся! — отвечает ворона. — Слетаем в город и спросим у мудрецов, кто из нас лучше поёт. Пусть нас рассудят. Но только с условием: кто из нас проиграет, тому победитель выколет глаз.

Соловей был согласен на всё.

Полетели они в город. Видят, лежит в луже свинья. Подлетели они к свинье и говорят:

— Рассуди нас, свинья. Скажи, кто из нас лучше поёт.

— Конечно, ворона, — отвечает свинья. — У неё такой бас!

Выколола ворона соловью глаз и улетела, довольная победой. Улетел в свой лес и соловей.

Сел он на то же ореховое дерево и запел грустную песню. Услышала ворона соловья, подлетела к нему и говорит:

— Эх, глупый соловей. Ты ж проиграл, вот я и выколола тебе глаз. Чего ж теперь грустить?

— Мне грустно не оттого, что я остался без глаза, — отвечает соловей. — Нет, я лишь оплакиваю тот час и ту минуту, когда послушался тебя и доверил решение нашего спора свинье. А ведь свинья всегда остаётся свиньёй!