четверг, 20 мая 2010 г.

Мысленная тренировка

Американский психолог Алан Ричардсон провел такой эксперимент. Студенческую
баскетбольную команду он разделил на три группы с целью выяснить, каким же
способом лучше всего можно отрабатывать подачи.

Первая группа тренировалась, как обычно, вторая (контрольная) - не
тренировалась вообще, третья тоже не ходила в спортзал, но занималась
мысленным представлением тренировки.

Проверка через месяц удивила многих - во второй группе никаких улучшений не
было, зато и первая и третья группы показали одинаковое улучшение
результатов - на 20%.

В нашей стране мысленные тренировки рекомендуются спортсменам в период
реабилитации после травм.

Многие знают о А.А.Харлампиеве - одном из основоположников борьбы самбо,
заслуженном тренере СССР. Самбо очень травмоопасный вид спорта, и наши
самбисты накопили немалый опыт быстрейшего восстановления после самых
серьезных травм. Харлампиев обычно рекомендовал для скорейшего
выздоровления как можно чаще и интенсивнее мысленно работать поврежденный
ногой. Так же он рекомендовал лежа с закрытыми глазами мысленно во всех
деталях прорабатывать броски. Это оказалось настолько эффективно, что
иногда спортсмен, вынужденный из-за травмы прекратить занятия, позже,
приступая к тренировкам, удивлял всех новыми приемами.

Конечно, это не для ленивых, очень тяжело мысленно работать так, чтобы
пропотеть. Но заживление травм идет несравненно быстрее, чем при пассивном
лежании и спортивные результаты практически не уменьшаются.
Как вода принимает форму сосуда, так и подсознание будет творить нашу жизнь
в зависимости от тех образов, которые мы в него ежедневно
закладываем.

Силы мысли для здоровья

Как писала в своих книгах М.Гогулан о гимнастике Ниши: когда ей
принесли распечатку с правилами Ниши, в т.ч и с гимнастикой, она не могла
шевелить одной ногой совсем, настолько та опухла и одеревенела и Майя
начала этой ногой двигать ...мысленно...Через какое-то время ей подчинялись
уже обе ноги...
Также, в одном из рассказов М.Норбекова говорится о том, как они ездили
в 2 детских санатория. И в том, и в другом, лежали детишки с сахарным
диабетом. Но в одной они просто лежали, а в другом...выздоравливали.
Пытаясь понять причину, долго сравнивали лечение, но никаких различий не
было..
Пока не оказалось, что в том санатории, где детишки выздоравливали, одна из
нянечек рассказала детям, что, если много купаться, то "лишний сахар в тебе
растопиться, выйдет в воду, ты выздоровеешь и поедешь домой". Дети купались
при любой возможности, верили ее словам и...выздоравливали...

Периоды профессионального роста (на примере НЛП)

Задумывались ли вы о том, каким способом люди хотят развиваться, обучаться,
делать карьеру, достигать профессиональных успехов? Ставя цели, люди
формируют ожидания. Вот вы, например, что ожидаете от этого проекта? Вы
хотите научиться чему-то новом, или вы здесь по какой-то другой причине?
В жизни, бизнесе нам часто приходится начинать что-то новое, обучаться.
Знание о моделях и принципах встраивания навыков в опыт позволяет быстро и
эффективно достигать профессионального роста.

Одна из рассматриваемых моделей -- круг обучения. Обучение -- это непрерывный
и постоянный процесс балансирования между получением новой информации и
приспосабливанием уже имеющихся знаний к новой информации. Можно выделить
четыре стадии в круге обучения между первоначальным знакомством с новым
материалом (навыками, концепциями и пр.) и компетентностью.

1. Бессознательная некомпетентность: у вас нет навыка, и вы не знаете о
его отсутствии или вообще о возможном существовании такового. Когда вы
осознаете недостаток навыка, вы переходите на вторую стадию. Когда-то
вы даже не подозревали о существовании НЛП и спокойно жили. Вы не
владели такими навыками, как калибровка, подстройка, ведение, якорение
и радовались жизни.

2. Сознательная некомпетентность: вы знаете, что у вас нет данного навыка.
Понимание собственной некомпетентности, с одной стороны, может
мотивировать вас на приобретение недостающего навыка, а с другой
стороны, может породить чувства неуверенности и дискомфорта, мешающие
обучению.
3. Сознательная компетентность следует за процессом сознательного обучения
навыку. Вначале эта стадия часто отмечена самоосознанием.
Воспроизведение того или иного действия требует постоянного мысленного
контроля и может выполняться хуже, чем до начала обучения. В процессе
коммуникации вы легко сможете отслеживать предикаты, пока фокусируетесь
на этом процессе. Как только вы переключитесь на отслеживание голосовых
характеристик, вы перестанете замечать предикаты. В связи с этим
складывается впечатление, что до начала обучения вы могли общаться
более эффективно.
4. Бессознательная компетентность - это заключительный этап обучения,
когда навык полностью интегрирован в ваш поведенческий репертуар. Ваше
бессознательное справляется с ним самостоятельно, а ваше сознание
свободно для обучения новому навыку. Эта стадия характеризует
мастерство. Момент, когда вы заметите, что полностью сфокусировались на
содержании коммуникации, а поддержание раппорта происходит Подробнее
самостоятельно, этот будет характеризовать переход данного навыка на
уровень бессознательной компетентности.

Новые навыки и трудовой коллектив

Как динамика приобретения навыка работает в бизнесе. Возьмем компанию,
пытающуюся улучшить свою производительность внесением изменения в
менеджмент. Если компания набрала хороших сотрудников, то с этим
связываются определенные надежды и ожидания. Люди начинают прикладывать
чуть больше усилий, и скрытая прежде бессознательная компетентность
организации начинает проявляться.

Ощутимые, зримые улучшения поощряют людей к дальнейшему совершенствованию.
Ожидания и предвкушения успеха в будущем сметают рамки и пределы, и в
некоторых случаях достигается значительный успех в деятельности компании.
Впоследствии, однако, наступает момент насыщения. Ситуация, кажется, не
только не улучшается, но как будто ухудшается. Внезапно эйфория проходит, и
появляется сознательная некомпетентность. Вслед за наступающим
разочарованием люди начинают хвататься за прошлое, желая выждать и
посмотреть, что будет. Усилий прикладывается меньше, производительность
компании падает. Производительность продолжает снижаться. Далее люди,
борющиеся за обучение новым возможностям, необходимым для достижения нового
уровня интеграции, могут начать думать: "Это слишком сложно. Не понимаю,
зачем мне это учить. Это никогда не было частью моей работы прежде. И,
возможно, ничего не изменится".

Достигнута кризисная точка. Уверенность в новом способе управления падает,
все попытки ободрения звучат фальшиво и воспринимаются как манипуляция.
Когда уверенность совсем утеряна, все возвращается на круги своя.
С другой стороны, если барьер преодолевается, то уверенность
поддерживается, и новое решение может быть найдено, и новая компетентность
выработана. У компании начинается период взлета - производительность
соответствует ожиданиям.

Комментарий к кривой по Бандуре

См. предыдущий пост http://lampant.blogspot.com/2010/05/blog-post_6178.html

 Начиная обучаться новому навыку (уровень сознательной некомпетентности),
 люди строят относительно обучения определенные ожидания. Обучаясь на 
 семинаре (см. период 1) и связывая полученные знания со своим опытом, они 
 сознательно начинают приобретать новые навыки или улучшать старые, формируя 
 более эффективные стратегии поведения, сравнивая с ожиданием (см. период 2). 
 Если ожидания оправдываются, то на эмоциональном подъеме новые стратегии 
 начинают активно использоваться в профессиональном и других контекстах. 
 Иногда, в случае отсутствия постоянной обучающей среды или возможностей 
 использования полученных навыков, возникает процесс регрессии.

 Кажется, что новым способом результат достигается гораздо медленнее.
 Барьер преодоления -- это критический период регресса, уровень сознательной 
 некомпетентности, потому что в этот момент часто опускаются руки и 
 вероятность сдаться велика. В этой точке люди часто начинают думать: "Я так 
 не смогу, это не работает". Тогда они возвращаются к старой стратегии, 
 первоначальной компетенции, дающей хоть какой-то результат, не пытаясь 
 продвинуться дальше (см. период 1).

 Кто-то начинает искать новые альтернативы (см. период 3-4), которые, 
 возможно, будут ошибочными или вообще перестают заниматься развитием. Об  
 этом принципе важно помнить, если вы действительно хотите управлять
 изменениями. 

 Когда человек методом проб и ошибок достигает первичной стабильности 
 навыков (см. период 4), добиваясь успеха, раз за разом, у него
 вырабатывается определенная стратегия, неизменно приводящая к результату в 
 его профессии, и соответственно оттачивается его мастерство (см. период 5). 
 Человек испытывает радость от успеха, потому что его ожидания сбылись.
 Разумеется, новая стратегия часто пробуждает новый уровень бессознательной 
 компетентности. Осознание результатов дает возможность интегрировать 
 полученные в результате семинара знания и навыки, на более комплексном, 
 новом уровне вырабатываются дополнительные эффективные стратегии. Это 
 влечет за собой быстрый профессиональный рост обучающихся (точка запуска 
 синергетического эффекта), резко возрастает мастерство (см. период 6).

Кривая профессионального роста по Бандуре

Слишком долгая подготовка

Выйдя из пустыни, странник подошёл к берегу небольшой речушки. Решив было 
перепрыгнуть на другой берег, он отступил назад для разбега. Отсюда река 
показалась ему довольно-таки широкой, и он для верности отошёл еще на 
несколько шагов. Отойдя, он обернулся и увидел, что перед ним -- самая 
настоящая большая река, одолеть которую можно только если разбег будет 
длинным и очень энергичным.
 
Так он отходил и отходил от реки, намереваясь прыгнуть через неё, до тех 
пор, пока не увидал перед собой самое настоящее море, прыгать через которое 
уже не имело ни малейшего смысла. Путник огорчённо повернулся спиной к 
миражу и зашагал прочь, углубляясь в пустыню.