четверг, 22 июля 2010 г.

Детская болезнь

Состояние ребенка, возникшее вследствие вредоносного воздействия
раздражителей внешней или внутренней среды, а по народным представлениям --
в результате действия демонов и духов болезней или другой нечистой силы,
ведьм, колдунов, людей с дурным глазом.

Среди основных известных в XIX в. Д. б. можно назвать: грыжу, дифтерит,
"замай" (расстройство пищеварения у грудных детей), "захват"
(задержание мочи у детей), золотуху, зубищи, испуг, летучий огонь,
"младенческое", молочницу (молошонка), коклюш, коросту (чесотка), корь
(корюха, корюшка), костоеду, лихорадку, оспу, полуночницу, порастунь-ки
(медленный рост детей), порчу, простуду (ломота), родимец, сглаз (урок,
призор), скарлатину (горлянка), собачью старость, "тиренький"
(младенческий дух), щетинку.

В народной традиции демонов, вызывающих болезни, чаще всего представляли
в антропоморфном виде: в облике безобразной костлявой женщины или страшной
девки с огненными глазами и оскаленными зубами, обычно с распущенными
волосами, босыми, закутанными в какую-нибудь ткань, реже в мужском или
неопределенном облике (некто); иногда в зооморфном: собакой, птицей,
червем-волосенем, мышью. Демоны могли представляться явлениями природы:
туманом, облаком, мглой, воздухом. Либо в виде нечистой силы -- злых духов:
Ревуна, Вопуна, Лаюна, Щекотихи, Полуночника, различных бесов, кикиморы,
домового.

Полагали, что демоны как детских, так и взрослых болезней находились в
родственных отношениях. Так, утверждали, что у чумы и оспы мог быть
ребенок; лихорадки, согласно апокрифическим мотивам, являлись дочерьми царя
Ирода, соответственно между собой -- сестрами, обладающими собственными
именами: Ворогуша, Гнетея, Глухея, Говоруха, Желтея, Знобея, Кумоха, Ледея,
Ломея, Невея, Огнея, Трясо-вица. Говорили, что болезни ходят по деревням
пешком или летают по воздуху, носят в руках косу, лук и стрелы.

Местом обитания Д. б. считали край света или территорию водных
источников, темный лес; они могли поселиться в самом ребенке, либо
превратиться в насекомое или животное, которые проникали внутрь человека
или прикасались к нему и вызывали болезнь. В Орловской губ. верили, что
болезни живут между небом и землей в доме из железа и стали, с медными
дверями и двенадцатью замками, на которые от Бога положены печати, а ключи
от них -- у дьявола. Когда Господь прогневается на человека, то посылает
ангела выпустить одну из болезней. Ангел прилетает к дому болезней и
снимает печати, а дьявол отпирает дверь и выпускает одну из болезней. По
указанию ангела, она является и поражает человека, которому назначено
заболеть, а потом идет с ответом к Богу. После ответа ангел снова отводит
ее в дом болезней, запирает двери и накладывает на них печати.

Среди причин Д. б. замечали как естественные, например простуда
(ломота), так и сверхъестественные -- воздействие на ребенка мифологических
существ за нарушение каких-либо запретов (в том числе за причинение вреда
этим духам, проникновение в места их обитания, за называние болезни своим
именем). В Калужской губ. верили, что если родившийся ребенок начинает
смеяться, то в него вселился особый младенческий дух -- "тиренький".
Такого ребенка нельзя было показывать чужому человеку, так как
"тиренький" этого не любит, и еще такой ребенок требует очень осторожного
обращения, иначе из него вырастет урод. Вред ребенку могли принести и
природные явления -- вода, ветер. Самым опасным считался вихрь, обличье
которого могла принимать болезнь; в Калужской губ. полагали, что это
несется сатана, поэтому от вихря надо бежать, чтобы он не прошел сквозь
человека, иначе можно умереть, получить тяжелую болезнь или сойти с ума.
Особенно берегли ребенка от лунного света, который часто вызывал у детей
бессонницу (полуночницу), поэтому не разрешалось ночью, когда светила луна,
выносить ребенка из дома, оставлять во дворе детскую одежду и пеленки,
иначе он станет беспокойным и крикливым; укладывать ребенка спать напротив
лунного света, чтобы он не стал лунатиком.

Болезнь можно было получить в дороге; в Новгородской губ. такие болезни
называли "встрешными". В Орловской губ. считали, что у ребенка может
появиться кашель и хрипота (про такого говорили: "младенчик стоит"), если
он пройдет ночью босиком по полу и наступит на следы домового, имеющего
привычку всю ночь бегать по дому и играть .со своими детьми. Насылалась
болезнь и за совершение грехов (например, несоблюдение поста), поэтому в
некоторых местах про выздоравливающих говорили: "Бог простил". В
Смоленской губ. придерживались убеждения, что болезни находятся в
непосредственном распоряжении дьявола и проживают у него в аду. В Калужской
губ. дьявол почитался отцом всех болезней, и они обязательно должны были
ему повиноваться. Поэтому Д. б., происходящие от чертей и другой нечистой
силы, считались трудноизлечимыми.

Наибольший вред для детей, по народным представлениям, исходил от
сглаза, в понятие которого входили "представления о необъяснимой
опасности, которая может произойти от контакта с другим человеком:
разговора, речей (оговор, приговор, урок), прикосновения (прикос, ураз),
дыхания (озе-выши, озев, озек, озык, озеп), взгляда (призор, сглаз)" (10,
с. 245). В этом смысле особенно опасались "чужаков", людей с физическими
отклонениями: кривых, слепых, одноногих и одноруких, хромых, немых; людей с
определенным цветом волос и глаз (обычно черных); нарушителей норм
супружества, например бывших замужем два или три раза. В заговорах как
опасные перечисляются: девки-долговолоски, вековухи, чернички, чернавки,
мужики-чернецы, бабы-про-стоволоски, самокрутки и самотряски и т. д.
Вариант сглаза -- озев -- напускался недобрым глазом на тех детей, которые
зевали и не крестили рта; урок мог произойти от завистливой похвалы. В
результате сглаза у ребенка могла
появиться любая Д. б. Он становился нервным и беспокойным, начинал худеть,
бледнеть и сохнуть (делался "как стень", т. е. сухой), у него болела
голова или живот, появлялись красные пятна и сыпь.

Кроме того, опасались, что ребенок заболеет от порчи, полученной в
результате колдовства, наговора, произведенных злой волей колдуна. Колдун
мог испортить ребенка через прикосновение, через разные области
человеческого тела, например волосы, через одежду, через "вынимание
следа" (проводя магические действия с землей, вынутой из отпечатка следа
ребенка), через еду и питье, через заговоренные предметы, брошенные на
дороге, через внушение; мог напустить порчу по ветру и воде.

Чтобы не допустить нападения на ребенка духов Д. б., предотвратить сглаз
и порчу, совершали различные профилактические действия.

Жизнь без паразитов ?!

Частенько в диагнозах врачей встречаются словосочетания типа "боли
неясной этиологии", "аутоиммунные заболевания", т.е диагнозы, причины
которых неясны медикам. А не являются ли причинами этих заболеваний глисты
и микроорганизмы, точнее - паразиты.

Многие из врачей народной медицины склоняются именно в эту сторону.

Какие паразиты могут жить в нашем теле? Какие симптомы заражения ими?
Какими мыслями мы притянули их в свое тело? Подробно рассматриваем
психологические причины.

А также, различные комплексные методики излечения. Противопаразитное
питание - как эффективное средство профилактики и лечения. Организация
естественного питания. Разумная гигиена. Что делать, если дома есть
животные - как обезопасить их и себя. Чем и как укреплять иммунитет, чтобы
организм сам справлялся с непрошенными "гостями".