среда, 4 августа 2010 г.

Детская болезнь

Продолжение.

Прежде всего, новорожденного ребенка старались как можно скорее передать
под защиту божественных сил, то есть его крестили. До крещения, обмывая
ребенка в бане, произносили: "Анделы с тобой, хранители с тобой".
Совершая какие-либо действия с ребенком, говорили: "Господи, благослови";
часто осеняли ребенка крестным знамением, поили и умывали святой водой.
Молились о здоровье детей Богородице, Спасителю, также молились свмч.
Гурию, Симону и Авиву -- покровителям брака и брачной жизни, а
следовательно и здорового потомства.

Совершали ряд охранительных обрядовых действий: в Вологодской губ.
новорожденного помещали в устье печи; в другом варианте заворачивали в
черную рубаху отца, клали на шесток печи в плетенку-короб, чтобы был
спокойным; мать "заступала" пятой темя ребенка (так как считалось, что у
новорожденных оно открыто), чтобы помешать болезням проникнуть в ребенка;
перед тем как вынести ребенка на улицу, ему мазали ухо сажей.

Чтобы обеспечить ребенку защиту от сглаза или порчи, избавить его от уже
причиненного зла, применяли крошку хлеба или соль, которые в течение
первого года жизни помещали на голову ребенка при контактах с чужими
людьми, при этом говорили: "Злому, лихому (завидному, урочливому) соли в
глаз"; в тех же целях использовали скатерть, которой накрывали голову
здорового (для профилактики и защиты) или больного (для лечения) ребенка. В
Костромской и Орловской губ., предохраняя ребенка от порчи, рядом с
нательным крестом вешали янтарь либо втыкали в одежду булавки или иголки;
иногда дети до двухлетнего возраста носили на руке браслет из бисера,
который был оберегом от злых духов и сглаза. По всей России избегали
показывать маленьких детей посторонним, незнакомым людям, чтобы их "не
испортили", не сглазили; если все-таки это произошло -- держали в кармане
фигу, пока кто-то смотрит на ребенка. Чтобы защитить новорожденных от
чужого глаза, их не оставляли одних в течение первых сорока дней; надевали
на зыбку сарафан матери. Верили, что пение петуха может отогнать сглаз
(призор). Так, в заговоре Архангельской губ. на призор говорится: "...в
восточной стороне стоит крест золотой, на этом кресте золотом сидит петун
золотой, у этого петуна золотого крылья, перья золоты, косы до зени
(земли), а голос до неба. Он отпеват все притчи, призоры".

Предотвращали сглаз и с помощью святой воды, которой обливали три
дверные скобы либо сбрызгивали ребенка через решето. В магической практике
для охраны детей широко использовали воду, в которую предварительно были
опущены угольки. Так, в Вологодской губ. каждого ребенка обливали в бане
последней водой, в которую заранее опускали три уголька с наговором: первый
уголек от "уроков", второй -- от "думы", третий -- от "лихова глаза".
При этом угольки брали с дров, которые лежали в печке поперек. Опуская угли
в воду, следили: если уголек зашипит (даже если он холодный), то ребенок
"испорчен".

От порчи применяли растения-обереги, имеющие сильный запах и острый
вкус; в разных вариантах употребляли лук, чеснок и редьку. Считалосьт что
редька "выедала" наговорные слова, написанные на бумаге; запах лука и
чеснока отгонял нечистую силу. В таких случаях лук и чеснок привязывали
детям к нательному кресту либо подвешивали к колыбели, иногда к чесноку
добавляли репейный корень или продырявленную медную монету. Самым надежным
оберегом считалась "сорочка": ребенок, который родился в "сорочке" и
носил ее на кресте, был избавлен от всех болезней.
Использовали и другие меры для предотвращения болезней: под голову помещали
нож, а в ноги топор; под изголовье -- медвежий череп, не стираную рубашку
женщин после месячного очищения; также под голову могли положить текст
духовного стиха "Сон Пресвятой Богородицы"; кроме того, списывали молитву
"Да воскреснет Бог", опускали список в воду, которой поили и обливали
больного ребенка, а высушив список, привязывали к нательному кресту на
шесть недель. Во время первого грома прикладывали к голове железо или
камень, чтобы целый год не болела голова; отгоняя и пугая болезнь,
маленьких детей секли прутом по ягодицам.

Распространенным профилактическим средством являлась юрьевская роса: ею
умывали детей или катали в росе, раздев донага. В Архангельской губ. детей
мыли первой водой из нового колодца.

Для того чтобы узнать, чем закончится болезнь ребенка, использовали
разные гадания: обливали водой иконы, обычно образ св. Пантелеймона. Если
часть воды оставалось на иконе, то считалось, что больной ребенок умрет.
Использовали для гаданий цветы и другую зелень. Так, в Калужской губ.
широкое применение имел цветок пиона: его поджигали и смотрели: если пион
горит, то ребенок будет жить, а если только тлеет и чадит, то ребенок
умрет. Кроме того, следили за направлением дыма: дым, поднимающийся вверх,
означал благоприятный исход болезни.