четверг, 8 июля 2010 г.

Гадания на детей

Гадания, связанные с детьми.

Их можно разделить на две основные группы. К одной группе относили
ворожбу, направленную на определение судьбы новорожденного, а ко второй --
гадания самих детей, незамысловатые по своей цели: например, желание узнать
погоду или будет ли удача в том или ином занятии.

О судьбе младенца гадали в основном взрослые представители семьи. Это
происходило, как правило, в моменты, связанные с переходными этапами в
развитии ребенка, которые нередко оформлялись в виде обрядовых действий. В
некоторых местностях, например на Кубани, гадания о жизни ребенка
совершались прямо в момент его рождения. Пока длились роды, кто-нибудь из
женщин выходил на улицу и вырывал две ямки: на одну загадывалась жизнь, на
другую -- смерть. После обмывания новорожденного бабка-повитуха выносила
воду и выливала ее в одну из ямок. Затем женщина, что выкапывала ямки,
сообщала всем, какая судьба ждет ребенка.


Повсеместно у русских было распространено гадание о судьбе младенца,
которое происходило во время обряда крещения. Для гадания волосы ребенка,
закатанные в воск, бросали в купель и смотрели: если они поплывут по воде,
то считалось, что ребенок будет жить долго, а если потонут -- ребенок
умрет.
У кубанских казаков, когда ребенок уже научился сидеть, определяли его
судьбу, а точнее, дело, которым ему предстояло заниматься в жизни. Ребенка
усаживали на шубу и раскладывали перед ним разные предметы, символизирующие
те или иные занятия: книга подразумевала деятельность писаря или
священника, батог - - пастушество, молоток -- столярное дело, ножницы --
портновское ремесло, хлеб --земледелие, сабля -- воинское дело и т. д. При
этом наблюдали: к какому предмету потянется ребенок, таким и будет его
занятие. В некоторых местностях подобное гадание устраивали в день
отлучения ребенка от груди.


С новорожденным или малышом, который только-только научался говорить,
нередко связывали гадание, целью которого было узнать пол следующего
ребенка в семье. Так, во время крестинного обеда, завершавшего обряд
крещения младенца, его отец бросал через плечо ложку, и все смотрели, как
она упала. Если ложка лежала на полу углублением вверх, то говорили, что
следующей родится девочка, а если углублением вниз -- то мальчик. Первое
сказанное малышом слово домашние обязательно обсуждали: если оно
символически было связано с представлениями о женском поле, то, полагали,
будущим ребенком будет девочка, если же первое слово соотносилось с мужской
символикой -- то родится мальчик.
Гадания самих детей, в отличие от ворожбы взрослых, не затрагивали
жизненно важных тем: жизнь, смерть, особенности судьбы. Детские гадания
распространялись на сферу повседневного бытия ребенка. Так, например, чтобы
узнать, какова будет погода на другой день, дети брали на руку божью
коровку и напевали: <<Божья коровка, завтра будет вёдро или ненастье?>>
Если божья коровка полетит, то будет вёдро, если же, напротив, поползет по
руке, то будет ненастье. Идя за грибами, пытались узнать, удачен ли будет
поход. Для этого, подойдя к лесу, дети бросали корзинки на землю: если
корзинка упадет вверх дном, значит, гадающий ничего не наберет; если же,
напротив, станет дном на землю, то грибов будет полная корзина.


Исключение составляло лишь редкое гадание о жизни и смерти,
зафиксированное на Русском Севере и известное у других восточных славян, в
котором обращаются к божьей коровке:
Божья коровушка,


Жить ли мне,


Умереть ли мне


Или на небо лететь?
Вместе с тем детские гадания такого рода были скорее веселым совместным
развлечением, чем настоящей гадательной акцией.

---------------------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий