пятница, 11 июня 2010 г.

Бабушка и дедушка

Родители отца или матери. В русском быту Б. и Д.
занимали положение <<старших родителей>>. В большинстве семей они
пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они,
несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. <<Баба,
бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, Хлебцем кормишь, дом бережешь,
добро стережешь>> -- говорит русская пословица.
Старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству
и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же
после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать
постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его,
укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки и пестушки,
учила ходить, говорить. Присматривала за подросшими внуками: следила, чтобы
они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома,
рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в
куклы. Все это она делала значительно лучше, чем старшая сестра,
выступавшая в роли пестуньи (см. Пестунья) при отсутствии бабушки. Дед
маленькими детьми занимался редко, возлагая это полностью на свою жену.
Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек,
топориков, кукольной посуды.
По мере взросления детей на Б. и Д. возлагалась обязанность приобщения
их к духовному миру взрослых. Это объяснялось тем, что старики в
традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом,
носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью,
прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие
детей в нужном для семьи и обществанаправлении. Б. и Д. передавали внукам
свои знания исторического прошлого, мифы, предания, легенды, сказки,
созданные многими поколениями предков. В рассказах о прошлом звучала тема
любви к отчизне, прославлялись подвиги богатырей и героев, защищавших
родную сторону от врага, высказывалось сочувствие к ее бедам, говорилось о
необходимости быть верным обычаям своего народа. В сказках находили
отражение представления русского народа о добре и зле, верности и чести,
любви и ненависти. Все это мало напоминало школьный урок, который
необходимо выучить и запомнить, чтобы потом рассказать учителю. Это был
просто рассказ бабушки или дедушки, которые много знают, потому что долго
жили и много повидали, но запоминался он надолго, если не навсегда.
Б. и Д. были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними
по воскресеньям и праздникам в церковь, читали им (если были грамотными
сами) Евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали
святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по
псалтыри. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки
которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о
сотворении мира и человека, о матери-сырой земле, непобедимом солнце,
звездах и месяце, о нечистой-неведомой силе, готовой,испортить человеку
жизнь. Б. и Д. обучали своих внуков разным магическим приемам, позволявшим
защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьяв'ола, бесов и
колдунов.
Отношения Б. и Д. с внуками, младшими и старшими, были достаточно
близкими и теплыми. В то время как мать и отец проявляли к детям строгость,
старались им <<не давать много воли>>, наказывали за провинности, Б. и Д.
обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на
их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В
дальнейшем, даже став взрослыми, внуки видели в бабушке или дедушке
поверенных своих тайн и утешителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий